Пример работы с JBL SpeakerShop

sab35

Эта статья 2005 года. Я ее написал когда только начинал заниматься Автозвуком,  сейчас там много ньюнсов по технической части, неккоректные высказывания и прочее,  но как руководство к действию очень хороший материал, особенно как практическая часть по сабвуферостроению Это уже мой третий, но первый саб который построен на автомобильном динамике, до этого были совковые и дешевые Alphard`ы.
Этот JBL присматривал долго, уж больно понравился мне, да и отзывы о нем только положительные. Когда насобирал примерную сумму, решил все же взвесить все и выбрать достойного из десятка претендентов. Толком ответов, не получив, все же решил взять его родимого. Как раз мне предложил один (уже) знакомый человек его за приемлемую цену, (спасибо Диме aka aknodik) это совпало с еще одним событием, происходящим в то время в Минске 1 этап Автозвук 2006. Вот уже после трудной дороги назад с тяжелым багажом, уставший, но довольный как слон рассматривал саб утром и примерно прикидывал, что да как.
Увы, параметры Тиля-Смолла замерить не удалось, так как сгорел один канал самого мощного в нашей компании усилка, который и помогал мне в этом нелегком деле. Но, пообщавшись с обладателями данного сабвуфера как реально, так и виртуально (итого 10 человек, а один из них пол-Минска ими снабжает), все отмечали малый разброс параметров Т-С от заводских. Забросив их в JBL Speaker Shop и повертев пару дней, выяснил, что в ЗЯ ему и место. И было решено делать сабвуфер в оформлении ЗЯ (закрытый ящик), объемом 27 литров, форма трапеция.
Вот немного о самом сабвуфере:

sab38


Программу с помощью которой осуществлялись расчёты самого "ящика" JBL SpeakerShop можно скачать здесь СКАЧАТЬ
Сабвуфер JBL GTO — 1202D:
Описание можно посмотреть тут: http://www.magnitola.ru/PASSIVNYJ-SABVUPHER-jbl-gto1202d-p-5595.html
Параметры Тиля-Смолла следующие:
Re=1(Ом)
Le=0.71
Sd=532(m2)
Bl=7.71(Тм)
Vas=97.8
Cms=242
Mms=189(гр)
Mmd=182
Fs=23.5
Qms=7.14
Qes=0.47
Qts=0.44
Hag=9(mm)
Hvc=34(mm)
Xmax=12.5(mm)
D=0.305m(12")
Чувствит=93db
Мощь=300/1200
сопритивление 2х2=4 ома
Сам саб по форме массивный, особенно выделяется его мощная корзина.
По механическим и акустическим параметрам особо радует низкая резонансная частота (залог низкого баса),
неплохой ход диффузора (Xmax).
Вообще, как я заметил, сама фирма JBL на этом динамике выпускает саб только в оформлении банд-басс.
А вот все графики всех оформлений на одной картинке: jbl6 Сначала решил сделать саб из фанеры, толщина стенок по 20мм, а передняя 30мм, его та я и выпилил и склеил между собой все 10 мм листы, но, увы, он оказался очень неровный, в чем виноват я и ножовка по металлу. Увы, но надо шлиф машинку для выравнивания моих творений.
Тут отец предложил заказать заготовки на мебельной фабрике, где он ставит служебную машину. Через неделю все лежало у меня, все ровненькое и гладенькое, только вот по чертежам я рассчитывал на 20мм фанеру, а привезли все заготовки из 16, передняя же получилась 32мм. Вообщем это все не нанесло особого вреда.

sab00 sab01 sab02 sab03 sab04 Собственно очень много по строительству саба мне помогал отец (нагло скрываясь от мамы и работы на огороде под палящим солнцем :). Использовали же мы, конструкцию с брусками по 20мм крепя их ко всем стыкам. Такие конструкции я встречал обычно в SPL- сабах, но думаю и здесь, это не помешает, а прибавит жесткости, которой никогда не бывает мало. Для начала было сделано отверстие для клеммы на левой стороне будущего саба, а потом на каждую из боковых стенок были приделаны по всему периметру бруски, приклеены ПВА и закручены шурупами. И главное — это сделать как можно идеально ровную поверхность бруска вместе с частью стенки (стык), это дело я равнял наждачной долго и тщательно. Дальше устанавливал боковые стенки и крепил их к нижней (дно), опять же ПВА и шурупами. Потом прикрепил верхнюю крышку. А вот с задней (наклонной) пришлось повозиться день, что бы сделать все скосы ровными, хотя щели в готовой коробке все равно остались( но мне на помощь пришла эпоксидка).

 sab05 sab06 sab07 sab08 sab09 Далее промазал все внутренности паркетным лаком ПФ-231. Лак сох пару дней. Стыки решено было промазать эпоксидной смолой (это стыки задней крышки с нижней и верхней, где больше всего были неровности), а остальные жидкими гвоздями Makrofix MF-901 (универсальный). Эпоксидную смолу же смешал с опилками для более прочного соединения. В итоге эпоксидка намертво схватилась в стыках, чего и требовалось. Жидкие гвозди тоже неплохо справились с работой, заменив собой герметик.
 sab10 sab11 sab12 sab13 sab14

Теперь требовалось нанести на стенки шумоизоляционные материалы для поглощения вибраций стенок и наполнениям синтепоном. На заднюю стенку был приклеен старый шумоизоляционный слой материала от старого опеля, довольно внушительной толщины. А все остальные части корпуса обклеены синтепоном в два слоя. Для большей жесткости были поставлены распорки между боковыми стенками.
 sab15 sab16 sab17 sab18 sab19

Выпросив наконец-то у друга элетролобзик, сделал отверстие для динамика, получилось очень даже ничего. Наждачкой пришлось расточить всего лишь 15 минут. И динамик становился туда с небольшими усилиями. Следующий этап — это крепление динамика к передней стенки. По совету Артёма, были сделаны чуть углубленные отверстия на задней части стенки, залиты эпоксидкой и вставлены туда гайки. Болты кстати использовались М4. Все это делалось, для того чтобы динамик можно было установить в последнюю очередь и в дальнейшем снять при необходимости.
 sab20 sab21 sab22 sab23 sab24

Клемму покупал на базаре, самую дорогую, но и то вышло 3$:. Провод использовал акустический Alphard OFC прозрачно-синий из бескислородной меди 99,9%, 4 мм2.
 sab25 sab26 sab27 sab28 sab29

Передняя стенка стала как влитая, только вот вручную 20 шурупов, длиной 5см — это подвиг. Промазав снова эпоксидкой с опилками стыки, оставил конструкцию на ночь. На следующий день саб наждачкой полировал все неровности, и все же пришлось применять шпаклевку для устранения особо больших неровностей. Зачистив и подготовив сабвуфер к покрытию карпетом, саб пришлось завести в квартиру из частного дома.

 sab30 sab31 sab32 sab33 sab34
Теперь предстояла самая кропотливая работа по обшивке саба карпетом. Обшивали саб пару дней. Использовали клей НТ-88 белого цвета. Сначала обшили саб по кругу (середина дна-передняя-верхняя-задняя крышка-дно). Но обязательно нужно оставлять напуск на боковые стороны (2–2.5см). На следующий день обшили боковые стороны. Это оказалось самое сложное занятие, так как необходимо ровненько подогнать Карпет к карпету без видимых стыков. ИМХО для первого раза получилось очень даже ничего, так как делал это не я, а отец :. Я же после проклейки боковых сторон, глубокой ночью вырезал в карпете отверстия под динамик и клемму. Перед подсадкой динамика и клеммы, намазал на стыки герметика и на JBL приклеил что-то типа уплотнительного кольца шедшего с динамиком. Закрепив все окончательно болтами и шурупами, решил пойти спать, но не тут то было. Динамик дал усадку и мне пришлось еще не раз его поджимать…Потом в голову пришла мысля покрасить болты которыми крепился динамик черной авто-краской, для полного заводского вида….Но увы краска почему-то не взялась. Ну и фиг с ней и так неплохо…Ну, а на утро весь дом слушал окончательное мое творение. Я даже спецом
сделал погромче и пошел выносить мусор, за сто метров от дома его еще было слышно :)
sab35 sab36 sab37 sab38
Выражаю огромную благодарность своему отцу за руководство и помощь, своей девушке, за то что терпела измену и вечера проводила в одиночестве, маме за подсказки и терпения, и интернет-советчикам Артёму и aknodiky (Диме, за сочинение стихов для поддержания боевого духа :))).Также меньшому братику за редактирование статьи в html. Теперь оглашаю список использованных материалов:
Динамик JBL GTO — 1202D 80$
Лист фанеры 16мм 10$
Бруски 20 шт.
Клей ПВА 2литра 4$
Шурупы (4х30 и 4х50) 3$
Клемма 3$
Карпет (погонный метр, черный) 7$
Клей НТ-88 2 литра 6$
Болты для динамика 1$
Провод OFC (0,5 м) 1$
Эпоксидная смола 3$
Жидкие гвозди 3$
Шпатлевка 2$ Расходники: Синтепон, звукоизялиционный материал, наждачня бумага, полотна для ножовки, лак паркетный ПФ231, кисточки.
ИТОГО ПОЛУЧИЛОСЬ (несчитая расходников): 120$


Источник: http://tuningcars.info/2009/09/izgotovlenie-sabvufer-na-jbl-1202d/
Программу с помощью которой осуществлялись расчёты самого "ящика" JBL SpeakerShop можно скачать здесь СКАЧАТЬ

Вход на сайт